Зрелость отрасли 1956—1970

1. Грузовые автомобили 1956-1970 г.
Базовые грузовые модели ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, ЯАЗ к 1960 г. выпускались уже по 13—14 лет без серьезных изменений. Возникла реальная опасность технического отставания. Переход на новые модели упирался в отсутствие двигателей. Собственно, их конструкция уже определилась, шла доводка и подготовка производства. Переход на новые силовые установки мог совершиться лишь в 1962—1964 гг., поэтому часть заводов поспешила освоить новые шасси, как сделал ГАЗ. Другие, как МАЗ, начали монтировать новые двигатели на старые шасси.


2. Легковые автомобили 1956-1970
Наша автомобильная промышленность к 1956 г. выпускала небольшое количество легковых моделей: «Москвич-402», ГАЗ-20, ГАЗ-12, ЗИС-110. Из них индивидуальные владельцы могли приобрести в основном первые две. Для массового развития личного автомобильного транспорта требовалась простая, экономичная и дешевая машина.


3. Спортивные и гоночные автомобили 1956-1970 г.
С середины 50-х гг. автомобильный спорт в стране, который сводился преимущественно к гонкам по прямым участкам шоссе, постепенно начал приобретать новые формы. Уже к 1960 г. получили широкое развитие гонки по кольцевой трассе, ралли. Они требовали специальной автомобильной техники. К сожалению, автомобильная промышленность не встала на путь производства малыми сериями машин для соревнований. 


4. Автобусы и троллейбусы 1956-1970 г.
Пять специализированных автобусных заводов и один троллейбусный обеспечивали в период 1955 — 1970 гг. пассажирский транспорт общего пользования в нашей стране. Кроме них в разное время авторемонтными заводами в Тарту, Краснодаре, Ташкенте, Свердловске, Чернигове, Северо-Донецке изготовлялись в кустарных условиях автобусные кузова, которые монтировались на шасси грузовиков.


5. Cпециализированные и специальные автомобили 1956-1970 г.
Среди всех специализированных автомобилей в период 1956—1970 гг. наиболее распространены самосвалы. Объяснение кроется в том, что в общем объеме перевозимых грузов наибольшая доля приходилась на так называемые навалочные грузы, в основном строительные материалы, грунт и т. п. Удельный вес их перевозок в общем объеме неуклонно возрастал: с 49,5% в 1965 г. до 57,1 % — в 1970 г.


6. Армейские автомобили 1956-1970
По мере ужесточения со стороны Вооруженных Сил требований к автомобильной транспортной и боевой технике промышленность все больше и больше отходила от идеи унификации этих машин с серийными моделями народнохозяйственного назначения. И хотя общность ряда важнейших узлов и агрегатов еще сохранялась, их удельный вес в специальных военных автомобилях неумолимо сокращался. 


7. Автомобиль повышенной проходимости 1956-1970
Эта категория автомобилей характеризуется наличием привода на все колеса, более широким, чем у дорожных моделей, силовым диапазоном в трансмиссии и специальными устройствами для работы во внедорожных условиях. 


8. Двигатели 1956-1970
Наше автомобилестроение в 1956 г. могло рассчитывать на довольно скромный ассортимент двигателей: пять базовых конструк-ций карбюраторных и три дизельных. Если считать с модификациями, то они складывались в следующий ряд по мощности: 35, 52, 70, 85, 90, 95, 1 10, 120, 130, 165, 180, 205, 300, 375, 400 л. с. К сожалению, все — устаревшей конструкции, довольно тихоходные, неэкономичные и тяжелые. Было очевидным, что всей отрасли необходимо в короткий отрезок времени совершить прорыв, освоив выпуск значительно более совершенных силовых агрегатов. 


9. Наука и исследования 1956-1970
Научно-исследовательские работы за период 1956—1970 гг. заметно продвинулись вперед. Отрадно, что они имели в значительной мере прикладной характер и способствовали решению практических инженерных задач. Труды Д. П. Великанова по комплексному развитию автомобильного транспорта и выбору оптимального типажа моделей явились определяющей научной программой в магистральном направлении развития автомобилизации. В большой степени послужили углубленному решению задач прикладной теории качения автомобильного движения работы А. С. Литвинова, В. А. Петрушова, Г. А. Смирнова, А. К. Фрумкина. 


10. Технология и производство 1956-1970
Конец 50-х и начало 60-х гг.— время серьезного технического перевооружения нашей автомобильной промышленности. Собственное производство и импорт необходимых станков и автоматических линий, закупка лицензий на изготовление отдельных деталей (сталеалюминиевые вкладыши для двигателей, диафрагме иное сцепление и др.), переход на новые материалы открыли новый путь к совершенствованию производства.