Бронеавтомобили 1932-1940 г.

Машины этого типа создавались на специальных шасси АМО-Ф-15. Корпуса для этих шасси, а также сборку производил Ижорский завод под Ленинградом, известный еще в 1914—1919 гг. изготовлением и ремонтом бронеавтомобилей. Его модель БА-27 на шасси АМО-Ф-15 стала выпускаться малыми сериями с 1928 г. Машина имела клепаный кузов из броневых листов толщиной 4—7 мм и была вооружена 37-мм пушкой и пулеметом калибра 7,62, расположенным во вращающейся башне. У шасси АМО-Ф-15 для БА-27 усилены рама и рессоры—ведь с бронекузовом, который на них монтировал Ижорский завод, и вооружением боевая масса БА-27 составляла 4,4 т. Машину оборудовали электрическим стартером и освещением, дополнительным баком, шинами увеличенного сечения, модернизированной системой охлаждения. В соответствии с принятой посадкой водителя рулевая колонка получила больший наклон. Машины БА-27 первых выпусков комплектовались вторым, задним, постом управления, поэтому экипаж ее сначала состоял из четырех, а позже из трех человек. БА-27 развивал скорость 40 км/ч.
Когда в Москве на заводе имени КИМ, а затем в Горьком на «Гудке Октября» началась сборка грузовиков «Форд-АА», «Форд-Тимкен», их шасси  послужили  для создания новых броневиков. Кузова БА-27 стали монтировать в 1930 г. на шасси «Форд-АА», а с 1931 г. завод ставил переделанный броне-корпус на шасси «Форд-Тимкен» — получилась модель БА-27М. Другая модель 1931 г. на том же шасси—Д-13 с запасными колесами, расположенными вдоль бортов и имевшими возможность вращаться.
Активную роль в создании новых бронеавтомобилей играл на Ижорском заводе Н. И. Дыренков. Человек с недюжинной смекалкой, он очень оперативно находил нужные технические решения. Так, во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны в 1931 г. тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский армейский журнал «Арми Орднанс», обратил внимание хозяина кабинета на последние модели бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклоненные броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Дыренков ответил, что работа над подобной моделью у него уже идет и завтра он готов ее продемонстрировать.
После ухода гостя Дыренков распорядился снять легковой кузов со своего служебного автомобиля, вызвал плотника и к вечеру на шасси уже стоял фанерный макет со следами карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры. Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам вырезали из бронелистов пане-ли, собрали из них на каркасе кузов, установили на шасси. Самым трудоемким процессом оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси.
Было бы ошибкой отождествлять проектирование боевой техники с подобными «показушными действиями», но приведенный пример иллюстрирует оперативность и смекалку, с которой создавались в предвоенные годы бронеавтомобили. Подчас рождались неожиданные конструкции, но в потоке экспериментов довольно быстро удавалось нащупать правильное направление.
С началом выпуска автомобилей ГАЗ-А на их базе стали создаваться и бронеавтомобили. Так Д-8 (буква «Д» говорит о связи конструкции все с тем же Н. И. Дыренковым) 1931 г. имел очень низкий корпус с большим наклоном листов и... без башни. Вооружение — два пулемета — размещалось в лобовом и кормовом листах. Машина получилась очень легкая, массой всего 1580 кг, но мощность ее двигателя и проходимость были невысокими, да и зона обстрела оказалась ограниченной. Идея тачанки времен гражданской войны для бронеавтомобиля себя не оправдала.
В том же 1931 г. была создана модель Д-1 2, такая же, как Д-8, но с измененной формой задней части корпуса, где стоял зенитный пулемет. В конечном счете с 1932 г. на смену Д-8 пришел броневик ФАИ, который имел вращающуюся башню с пулеметом. Машина стала выше (2240 мм вместо 1680 мм у Д-8), а масса ее выросла до 2000 кг. Позже, в 1938 г., шасси ГАЗ-А было заменено на ГАЗ-М1 и бронеавтомобиль стал называться ФАИ-М.
И наконец в 1936 г. другой завод, но тоже на шасси ГАЗ-М1, организовал выпуск машины БА-20. Его производство сохранялось вплоть до начала Великой Отечественной войны, и эта модель, как и ее модернизированный вариант БА-20М, стала самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии.
БА-20 был оснащен пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной, усиленной ходовой частью. Его сварной бронекорпус (толщина листов—4—6 мм) имел башню с одним пулеметом. Боевая масса составляла 2300 кг, а наибольшая скорость — 90 км/ч. Но у машины были слабые вооружение и бро-незащита, недостаточные проходимость и тяговые свойства (максимальный преодолеваемый подъем — 15я). Модернизированный в 1938 г. вариант БА-20М получил новую башню конической формы, радиостанцию (экипаж увеличился до трех человек), дополнительный топливный бак. Это привело к увеличению до 2520 кг боевой массы со всеми вытекающими последствиями.
Тем не менее попытки создания легких броневиков продолжались, так как армия по-прежнему нуждалась в компактной разведывательно-связной машине. Были построены и трехосные опытные образцы: на шасси ГАЗ-ТК в 1935 г., ГАЗ-21 и ГАЗ-22 в 1939 г., а затем в 1940 г. полноприводный ЛБ-НАТИ и  в том же году ЛБ-62, тоже полноприводный, но на базе опытного образца грузовика ГА 3-6 2. Оснащенный двигателем ГАЗ-1 1 мощностью 85 л. с, бронекузовом из листов толщиной 10—13 мм, тремя пулеметами (один — крупнокалиберный, 12,7 мм), ЛБ-62 оказался удачной машиной. Его боевая масса составляла 5150 кг, и он уже не относился к легким бронеавтомобилям. Скорость достигала 70 км/ч. Эту машину изготовили в 1940 г. в количестве 60 экземпляров, и она стала первым серийным советским полноприводным автомобилем (выпуск ГАЗ-61 тогда еще не был начат).  Что касается тяжелых машин с пушечным вооружением, то они существовали   в широком разнообразии моделей, но, увы, только на базе узлов и агрегатов ГАЗ-AAA с двигателем мощностью всего 50 л. с. и приводом на два задних моста. На Ижорском заводе пушечные бронеавтомобили разрабатывались под руководством А. Д. Кузмина.
Первой серийной моделью, вооруженной пушкой калибра 45 мм стал в 1934 г. БА-3. Он сохранял бортовые вращающиеся запасные колеса, съемные гусеничные цепи «Ове-ролл», имел боевую массу 6000 кг, экипаж из четырех человек, 8-мм броню. Бронеавтомобиль мог развивать скорость 45 км/ч. Он был вооружен пушкой в башне от танка Т-26 и двумя пулеметами. В дальнейшем огневая мощь бронеавтомобиля возросла, а система наводки оружия стала более современной. Но масса машины была чрезмерной. Поэтому уже на следующий год появился БА-6, у которого даже при увеличенной до
9 мм толщине брони масса была уменьшена на 880 кг. Это достигнуто благодаря тщательно продуманной форме корпуса. В 1936 г. следующий этап—БА-6М с башней от танка БТ-7, оснащенной радиостанцией, корпусом с 10-мм броней, 50-сильным двигателем ГАЗ-М. Но масса не возросла: напротив, благодаря проработке деталей сократилась уже до 4800 кг, а наибольшая скорость увеличилась до 52 км/ч. Параллельно выпускался бронеавтомобиль БА-9, почти идентичный БА-6М, но вооруженный не пушкой и двумя пулеметами калибра 7,62 мм, а одним крупнокалиберным пулеметом (12,7 мм) и одним обычного калибра.
Шаг за шагом отрабатывая конструкцию, ижорцы пришли в 1938 г. к модели БА-10. Ее особенности: укороченные рама и задняя часть кузова, усиленная балка передней оси, гидравлические амортизаторы, увеличенная местами до 15 мм толщина бронелистов, внутренние петли дверей вместо наружных, броневая защита фар, радиостанция и экранированное электрооборудование. При длине 4655 мм, ширине 2070 мм, высоте 2210 мм боевая масса БА-10 составляла 5140 кг. При 50-сильном двигателе бронеавтомобиль мог развивать скорость 53 км/ч. Экипаж — четыре человека. На БА-10М, модернизированной модели 1939 г., усовершенствовано рулевое управление, усилена бронезащита радиатора, установлена новая радиостанция. Однако эта машина по опыту боевых действий в 1939 г. на Халхин-Голе оказалась неэффективной. На переднем крае и в глубине обороны противника пушечные бронеавтомобили БА-6 и БА-10 использовать было практически невозможно из-за их плохой проходимости. В дальнейшем производство БА-1 ОМ было сокращено, а весной 1941 г. свернуто. Эти и другие выводы из боевой практики заставили наших конструкторов обратиться к полноприводным машинам.
Кроме этих моделей были изготовлены в 1939 г. трехосные бронеавтомобили БА-11 колесной формулы опять же 6X4 на базе узлов ЗИС-6. Вооруженные пушкой калибра 45 мм и двумя пулеметами в бронекорпусе из листов толщиной 13 мм, они оказались весьма тяжелыми (8130 кг) и обладали, как и их предшественник 1935 г. (БА-5 на шасси ЗИС-6), плохой проходимостью.
Среди работ по бронеавтомобилям представляют интерес выпущенные малыми сериями плавающие машины ПБ-4 (1935 г.) и ПБ-7 (1937 г.) на базе агрегатов и узлов ГАЗ-AAA. На воде они передвигались с помощью гребных винтов, обладали плохой маневренностью на плаву и показали себя малонадежными.
Дальнейшие эксперименты в области бронеавтомобилей шли в направлении создания санитарно-транспортной машины БА-22 (1939 г.) на шасси ГАЗ-AAA. В ее бронированном корпусе размещалось десять человек и два человека экипажа. Масса БА-22 составляла 5240 кг, а скорость — 40 км/ч. Другая машина — полугусеничный бронетранспортер Б-3 (1939 г.) на базе агрегатов ЗИС. Вооруженный пулеметом, он мог перевозить 1 2 человек. Его масса уже превышала 7000 кг.
Небольшая партия полугусеничных бронеавтомобилей БА-30 на базе НАТИ-3 была построена в 1937 г. и использовалась зимой 1940 г. во время финской кампании.
Любопытный факт, что некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 и БА-10, захваченных в качестве трофеев в 1940 г., использовались в дальнейшем финской армией. Первый из них в количестве 22 единиц даже состоял на вооружении и отдельные экземпляры использовались как учебные вплоть до начала пятидесятых годов. Машин БА-10 насчитывалось меньше. На них оригинальные 50-сильные двигатели ГАЗ-М были заменены на 85-сильные моторы «Форд-У8».
Завершая этот раздел, мы можем констатировать довольно широкое разнообразие конструкций, созданных за очень короткий период. Поражает факт, как много из них было освоено производством и причем в крайне сжатые сроки.