Всё для фронта! Всё для победы! 1941-1945

1. Модели военных лет 1941-1945
С началом Великой Отечественной войны автомобильная промышленность была ориентирована на обеспечение обороны страны. Уже в первые дни производство ряда моделей пришлось свернуть, например, легковых ЗИС-101, КИМ-10, троллейбусов ЯТБ-4 и городских автобусов ЗИС-16. Резко сократился выпуск легковых машин ГАЗ-М1. Ускорился темп проектирования и подготовки к производству новых моделей военного назначения, развертывалось изготовление оружия и боевой техники. Сегодня уже не секрет, что ГАЗ давал фронту не только грузовики, джипы, медицинские автомобили для вывозки раненых, но также и легкие танки Т-60 и Т-70, самоходные пушки СУ-76М, минометы, боеприпасы. В цехах московского ЗИСа кроме грузовиков ЗИС-5 изготовлялись автоматы ППШ, минометы, боеприпасы, а на «УралЗИСе» — двигатели для гусеничных тягачей. Ярославский автомобильный завод выпускал гусеничные тягачи Я-1 2 и Я-1ЗФ. На шасси ЗИС-6 довоенного производства монтировались реактивные установки БМ-13 залпового огня — так называемые «катюши».


2. Технология и производство 1941-1945
За годы войны оборудование и оснащение нашей автомобильной промышленности не изменились в лучшую сторону. Эвакуация цехов ЗИСа на восток, разрушения вследствие бомбардировок цехов ГАЗа дали свои негативные результаты. Поставки станков, главным образом универсальных, из США не меняли общей картины. Трудности военного времени со снабжением сырьем заставили искать упрощенные или более дешевые технологические решения.