Изобретение автомобиля 1874-1917 г.

1. Ранние эксперименты изобретения Автомобиля
Самодвижущийся экипаж с автономным двигателем давно занимал умы изобретателей в разных странах. Первоначально пытались использовать ветер или же мускульную энергию размещенных на борту экипажа людей либо животных. Но дальше постройки опытных образцов дело не доходило.


Россия, как и другие промышленно развитые страны на пороге XIX и XX веков технологически была готова к развитию собственного автомобилестроения. Но серьезным препятствием для ее автомобилизации являлась недостаточно развитая сеть шоссейных дорог. Так в 1890 году, именно в то время, когда в ряде европейских стран появились первые бензиновые автомобили, Россия располагала всего лишь 20 300 километрами дорог с твердым покрытием. 

Если производство автомобилей в России налаживалось с трудом, то многие русские экипажные фабрики могли похвастаться великолепными автомобильными кузовами. В те годы автомобилист нередко покупал только шасси машины, на которое он заказывал разные «кароссери» (так называли тогда кузова): закрытый зимний (лимузин, берлин, ландоле, купе), открытый летний (фаэтон, торпедо, виктория) или спортивный.

Русские промышленники весьма осторожно отнеслись к созданию собственного производства автомобилей. Прежде всего ни одно крупное предприятие не хотело рисковать: неопределенным был спрос на новое транспортное средство, отсутствовали необходимые для его выпуска отечественные материалы и полуфабрикаты и, самое главное, не существо-вало своих конструкций и специалистов. 

Самую значительную роль в развитии отечественного автомобилестроения перед первой мировой войной сыграл Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге. Он являлся крупным машиностроительным комбинатом и помимо пассажирских и товарных вагонов изготовлял трамваи, артиллерийские передки, стационарные двигатели внутреннего сгорания и даже аэропланы. 

Совершенно иной характер имела деятельность петербургского энтузиаста Ивана Петровича Пузырева. Видя засилие иностранцев в русской промышленности, безостановочный рост числа представительств зарубежных автомобильных фирм по всей стране, он задался целью создать специализированный автомобильный завод и, как он указывал в своем рекламном проспекте 1912 г., на нем «поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием... чтобы завод вырабатывал абсолютно и вполне само-стоятельно все автомобильные части... из русского материала, русскими рабочими под руководством русских же инженеров».

В ранний период русского автомобилестроения конвейерный метод сборки не применялся и практически не был известен в стране. Автомобили собирались на стапелях, без механизации, с большим объемом ручных и подгоночных работ. Надо, однако, отметить, что значительный шаг вперед от кустарных методов производства совершил РБВЗ. Его автомобильный отдел располагал к 1915 г. 142 металлорежущими станками—это сравнительно большое количество, если учесть, что австро-венгерское предприятие «Лаурин-Клемент», выпускавшее автомобилей несравненно больше, имело в том же году 630 станков.